модуль 01
Миссия ЭНКИ и введение в фасилитацию продуктивности
Содержание Модуля 01
Введение в курс
Приветствуем вас на курсе “Фасилитатор групповой продуктивности для подростков
Наш курс состоит из 9 последовательных модулей, каждый из которых посвящен отдельной теме. В конце курса будет практика - проведение 5 сессий для подростков
Модуль 1: Миссия ЭНКИ и введение в фасилитацию
Модуль 2: Основы нейрофизиологии и нейропсихологии
Модуль 3: Основные методики групповой продуктивности
Модуль 4: Техники и инструменты восстановления
Модуль 5: Практическая фасилитация онлайн-сессий
Модуль 06: Навыки фасилитатора
Модуль 07: Управление аудиторией
Модуль 08: Эмоциональный интеллект
Модуль 09: Управление конфликтами
Практические занятия и обратная связь
Курс построен по принципу перевернутого обучения, где основной материал к модулю вы изучаете на сайте, как сейчас, а обсуждение, практическое применение и разбор кейсов происходит на Q&A-сессиях с экспертами и авторами курса. В каждом модуле будет домашние задания, на выполнение которых отводится 1-2 дня, в зависимости от сложности
По итогам изучения курса будет зачет в виде самостоятельного проведения 5 сессии продуктивности

Ожидаемые результаты: По завершении курса вы изучите основы возрастной психологии, нейропсихологии и нейрофизиологии, освоите ключевые техники фасилитации, сможете самостоятельно проводить групповые сессии для подростков, управлять динамикой группы и поддерживать продуктивное взаимодействие
Наш словарик
Перевернутое обучение -
педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках создаётся групповая динамичная, интерактивная среда, где обучающиеся под присмотром учителя творчески применяют изученную теорию на практике
Возрастная психология -
сфера психологии, которая исследует ход развития, становления личности и особенности ее психики на каждой жизненной стадии
Нейропсихология -
наука, которая изучает процессы формирования и развития познавательных функций головного мозга, его способности быстро воспринимать и запоминать информацию
Нейрофизиология -
наука, изучающая функции нервной системы; процессы кодирования, передачи и обработки информации в нейронах; механизмы системных функций, лежащие в основе поведения человека и животных
Фасилитация -
(от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) — процесс облегчения и управления групповыми встречами, дискуссиями или процессами с целью достижения конкретных целей
Групповая сессия -
формат групповой работы, в процессе которой идет то или иное взаимодействие с участниками, у которых есть похожие цели и запросы
Групповая динамика -
совокупность социально-психологических процессов и явлений внутри группы
Знакомство участников
Авторы курса
  • Мария Данина
    Кандидат психологических наук. В практической психологии с 2005 года, в образовании - с 2008. Знает все о том, как устроена психика и как развить ее в нужном направлении
  • Юрий Кунявский
    Педагог, ментор, трекер. организатор в образовании, евангелист школьного предпринимательства
Все студенты курса имеют возможность представиться и рассказать о себе в Tg-чате
Миссия и цели ЭНКИ
Миссия ЭНКИ
Поддержка психоэмоционального благополучия подростков через снижение психологического и социального давления домашней работы
Выгорание — это состояние эмоционального и умственного истощения, вызванное длительным стрессом. Такое случается, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, и нарастает тревога. И когда тревожность достигает пика, запускается защитный механизм, который выключает работоспособность. Внимание рассеивается, ухудшается память, снижается способность к восприятию информации. А поскольку ресурсы на исходе, физическое здоровье тоже оказывается под угрозой. На фоне эмоционального выгорания могут возникнуть проблемы со здоровьем
Наш проект был рожден как ответ на вопрос “Почему школьники не хотят делать домашку?”
В ходе исследований мы выяснили важную статистику:
‼️ Домашняя работа на первом месте среди причин семейных конфликтов
‼️ Каждый пятый родитель признался, что выполнение домашней работы совместно с ребенком проходит эмоционально и напряженно
‼️ В среднем, на выполнение домашнего задания у детей уходит 4,5 часа, тогда как по нормативам оно должно занимать не более 2-2,5 часов в средней школе

Длительный стресс, как следствие высокой учебной нагрузки, в частности объем домашней работы, и ответственность перед родителями и учителями — основная причина эмоционального истощения подростков. Если у небольшого стресса даже есть преимущества, так как с его помощью школьник учится не бояться трудностей, преодолевать препятствия и достигать поставленных целей, то проблемы начинаются тогда, когда стресс становится регулярным. У ребенка нет возможности и времени «перезагрузиться»: накапливающееся чувство тревоги нарастает и в итоге приводит к эмоциональному истощению, а затем — выгоранию
Исследования говорят, что возраст эмоционального выгорания снижается. Если раньше это явление было присуще взрослым, то сейчас это состояние диагностируется у школьников старшей и средней школы
Масштабы этого явления угрожающие
Именно по этому в основе идеи ЭНКИ лежат не образовательные цели и задачи, а сохранение ментального здоровья и благополучие школьников
Изменить на национальном уровне негативное отношение к домашней работе
Цели ЭНКИ
Кто такой фасилитатор групповой продуктивности и его роль в поддержке школьников
Фасилитатор групповой продуктивности
специалист, который помогает подросткам достигать максимальной эффективности в учебе и увлечениях и создаёт условия для глубокого сосредоточения и поддержки подростков в достижении их целей
Где востребован фасилитатор групповой продуктивности
  • Образовательные учреждения
    школы, лицеи, колледжи, где важно поддерживать высокую успеваемость и помогать ученикам справляться с нагрузкой
  • Тренинговые и образовательные центры
    программы подготовки к экзаменам, курсы по развитию мягких навыков (soft skills)
  • Молодежные клубы и организации
    работа с подростками в рамках развития лидерства, проектного мышления и творческих навыков
  • Психолого-педагогические центры
    учреждения, оказывающие поддержку подросткам в трудных жизненных ситуациях и помогающие развивать навыки самоконтроля и самоорганизации
  • Кампусы и лагеря для подростков
    образовательные или тематические лагеря, где важно создать среду для продуктивного обучения и развития
Задачи фасилитатора
  • Помогать подросткам эффективно планировать учебный процесс, использовать техники тайм-менеджмента и ставить реальные цели
  • Контролировать групповую и индивидуальную динамику, помогая подросткам разобраться в материалах и найти решения
  • Создавать безопасную среду для подростков, где каждый может свободно выразить свои мысли и чувства
  • Применять техники релоксации и восстановления, которые используются для снижения стресса у подростков (дыхательные упражнения, нейрогимнастика, практика осознанности и т.д.)

  • Развивать у подростков навыки сотрудничества, распределения ролей и совместного решения задач
  • Помогать подросткам осознать свои сильные и слабые стороны, развивать навыки самооценки и постановки личных целей, мотивировать на свершения
Ожидания от фасилитатора и ключевые компетенции специалиста
Основные ожидания
  • Управление групповой динамикой: умение контролировать и поддерживать фокус внимания участников сессии на своих задачах, следить на индивидуальной и групповой энергетикой, обеспечивать, при необходимости, продуктивное взаимодействие в группе, поддерживая равноправное участие всех подростков в группе
  • Создание позитивной атмосферы: фаслитатор должен создать комфортную и поддерживающую среду, где каждый участник чувствует внимание и поддержку ведущего и группы
Ключевые навыки
  • Коммуникационные навыки: Умение ясно и четко выражать свои мысли, активно слушать и понимать других
  • Эмпатия: Способность чувствовать и понимать эмоциональное состояние участников группы, поддерживать их в трудные моменты.
  • Навыки разрешения конфликтов: Умение находить компромиссы, управлять конфликтными ситуациями и обеспечивать конструктивное взаимодействие в группе
Домашняя работа по Модулю 01
  1. Напишите почему вы выбрали или готовы выбрать профессию фасилитатора
  2. Найдите исследования по теме выгорания подростков, добавьте ссылку на исследование
Дополнительные материалы