модуль 04
Методы и техники восстановления
Содержание Модуля 04
Техники восстановления
Восстановление - активная форма поведения, которая стимулирует и психику, и тело, и социальные связи
Учебные задачи, как и другие виды труда, неизбежно вызывают стресс и утомление, и наша задача - поддерживать учеников в оптимальном состоянии для максимальной эффективности.
Ганс Селье считал, что стресс — это естественная реакция организма на любые требования. Модель Лазаруса добавляет к этому идею субъективной оценки: стресс возникает, когда человек считает, что не может справиться с задачей. Практики восстановления нацелены на то, чтобы помочь справляться со стрессом и выработать устойчивость к нему.
Важно, что восстановление - это всегда комплексный подход, а не просто набор отдельных приемов и практик.
Психическое и физическое восстановление неразрывно связано с тремя факторами: биологическими, психологическими и социальными. Эта концепция известна как био-психо-социальная модель. Например, физическая активность снижает уровень гормона стресса — кортизола, улучшает самочувствие, активирует парасимпатическую систему, что приводит к расслаблению. Техники восстановления доказали свою эффективность в снижении уровня воспринимаемого стресса и повышении удовлетворенности, способствуя принятию вызовов без осуждения и сопротивления. Эти практики поддерживают эмоциональную регуляцию и способствуют развитию устойчивости, позволяя людям лучше управлять своими реакциями на стресс

Методы восстановления
1
Дыхательные упражнения
Служат для увеличения притока кислорода в организм, приведение в норму темпа дыхания и речи, расслабления и снятия напряжения при стрессе и возбуждении
2
Нейроупражнения
Комплекс упражнений, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей
3
Двигательная активность
Дает возможность размяться после долгого сидения за рабочим столом (компьютером) и переключиться с интеллектуальных задач на физическую активность
пример
Дыхательные упражнения
Цель: Уменьшение тревожности, улучшение концентрации
Описание:
Вдохните через нос на счет 4, задержите дыхание на 4 счета, выдохните через рот на 4 счета, снова задержите дыхание на 4 счета. Повторите несколько циклов
Цель: улучшение концентрации и ясности ума
Описание:
Закройте правую ноздрю большим пальцем и вдохните через левую на 4 счета. Закройте левую ноздрю и выдохните через правую на 4 счета. Теперь вдохните через правую ноздрю, закройте её и выдохните через левую. Повторите 5-10 циклов
Цель: Успокаивающий эффект, повышение внутренней концентрации
Сядьте прямо, закройте глаза. Вдыхайте через нос, слегка сужая горло, создавая звук "океана". Выдыхайте таким же образом через нос, ощущая вибрацию в горле. Повторите 5-10 минут
Цель: Снятие стресса, улучшение концентрации
Описание:
Закройте уши большими пальцами, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох через нос, а при выдохе создавайте жужжащий звук, напоминающий звук пчелы. Повторите 5-10 раз
пример
Нероупражнения
Кулак-ладонь
Цель: развитие мелкой моторики и концентрации
Описание:
Сожмите правую руку в кулак, а левую руку сделайте плоской (ладонь открыта). Затем поменяйте позиции рук, так чтобы правая ладонь была плоской, а левая сжата в кулак. Выполняйте это быстро, чередуя движения, в течение 1-2 минут
Пальцы на клавиши
Цель: активация работы мозга
Описание:
Вытяните руки перед собой, начинайте поочередно касаться большим пальцем всех остальных пальцев одной руки, начиная с указательного и до мизинца, а затем обратно. Повторите 5-10 раз для каждой руки, а потом ускоряйте темп
Письмо носом
Цель: снятие мышечного напряжения в области шеи и улучшение когнитивных функций
Описание:
Сядьте прямо, расслабьте шею. Представьте, что кончик вашего носа — это карандаш. Начните "писать" им в воздухе буквы алфавита или цифры. Это упражнение помогает снизить напряжение и стимулирует мозговую активность
Быстрая смена направлений
Цель: улучшение концентрации, снятие усталости глаз
Описание:
Сядьте прямо, не поворачивая головы, двигайте глазами сначала влево-вправо, затем вверх-вниз, по диагонали. Повторите движение в течение 1 минуты. Это улучшает работу зрительной коры мозга и снимает усталость
пример
Двигательная активность
Наклоны головы
Цель: Расслабление шейного отдела, снятие напряжения с верхней части спины.
Описание:
Медленно наклоните голову вправо, стараясь дотронуться ухом до плеча. Удерживайте 5 секунд, затем наклоните голову влево. Повторите по 5-6 раз в каждую сторону
Круговые движения плечами
Цель: Снятие напряжения с плечевого пояса.
Описание:
Сидя прямо, поднимите плечи вверх к ушам и делайте круговые движения плечами назад, затем вперед. Выполняйте по 10 раз в каждую сторону
Разгибание ног
Цель: Улучшение кровообращения в ногах, снятие усталости.
Описание:
Сидя на стуле, вытяните одну ногу вперед и поднимите ее параллельно полу. Удерживайте 5 секунд, затем опустите ногу. Повторите 5-6 раз для каждой ноги
Сведение и разведение лопаток
Цель: Укрепление верхней части спины, улучшение осанки.
Описание:
Сидя прямо, сведите лопатки вместе, стараясь "сжать" их, и удерживайте на 5 секунд, затем расслабьтесь. Повторите 10-12 раз. Это упражнение помогает разгрузить мышцы спины
Домашняя работа по Модулю 04

Для того, чтобы эффективно демонстрировать участникам сессии упражнения, фасилитатор должен сам владеть ими в совершенстве.

После освоения модуля выберите 1 упражнение из блока «Нейроупражения» и потренируйтесь выполнять его до тех пор, пока не научитесь делать это безукоризненно, без ошибок, на скорость. Задание со звездочкой - освоить 2 и более упражнений. Вам нужно будет продемонстрировать результаты тренировки на нашей общей встрече - будьте готовы показать класс!

Дополнительные материалы