модуль 02
Основы нейропсихологии и нейрофизиологии
Содержание Модуля 02
Основы нейропсихологии и нейрофизиологии
Нейропсихология — это междисциплинарная наука, изучающая связь между структурой и функциями мозга и поведением человека. Основная цель нейропсихологии — понять, как изменения в мозге, вызванные развитием, повреждениями или болезнями, влияют на когнитивные процессы (мышление, восприятие, память) и поведение
Историческое развитие нейропсихологии

Ранние исследования в области нейропсихологии начались с работ французского ученого Пауля Брока, который в 1861 году обнаружил, что повреждение определенной области мозга (позже названной областью Брока) приводит к потере речи.

Александр Лурия, российский психолог, заложил основы нейропсихологической диагностики, разработав методики для анализа поведения и когнитивных функций на основе структуры мозга. Его работы легли в основу многих современных методик реабилитации и обучения.

Современные исследования с использованием методов нейровизуализации, таких как магнитно-резонансная томография (МРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ), позволили глубже изучить взаимосвязь между активностью различных частей мозга и психологическими процессами.

Цели и задачи нейропсихологии
Нейропсихология для фасилитаторов
Дает понимание того, как подростки воспринимают, обрабатывают и реагируют на информацию, что помогает фасилитаторам выстраивать более эффективные образовательные и социальные программы
Основы нейрофизиологии
Структура и функции мозга
Кора больших полушарий:
Фронтальная доля: Планирование, самоконтроль, принятие решений.
Теменная доля: Пространственная ориентация, сенсорная интеграция.
Затылочная доля: Обработка визуальной информации.
Височная доля: Обработка слуховой информации, понимание речи.
Лимбическая система:
Гиппокамп: Ключевой элемент системы памяти.
Амигдала: Управление эмоциями, особенно страхом и агрессией.
Гипоталамус: Регуляция основных физиологических процессов, таких как сон, температура тела, аппетит.
Мозжечок:
Отвечает за координацию движений, поддержание равновесия и моторное обучение.
Ствол мозга:
Контроль над жизненно важными функциями, такими как дыхание, сердцебиение, регуляция сознания.

Нейротрансмиттеры


Химические мессенджеры, которые передают сообщения от одной нервной клетки к другой. Эти крошечные молекулы - ключ к правильному функционированию нервной системы, которая контролирует множество процессов, от мыслей до телесных функций. Без нейротрансмиттеров организм не сможет работать.


Классификация нейротрансмиттеров

Ученые пока точно не знают, сколько существует нейротрансмиттеров, но было идентифицировано более 60 различных химических мессенджеров.

Возбуждающие нейромедиаторы

Эти типы нейротрансмиттеров оказывают возбуждающее действие на нейрон, что означает, что они повышают вероятность того, что нейрон запустит потенциал действия. Некоторые из основных возбуждающих нейротрансмиттеров включают адреналин и норадреналин.

Ингибирующие нейротрансмиттеры

Эти типы нейротрансмиттеров оказывают тормозящее действие на нейрон; они снижают вероятность того, что нейрон запустит потенциал действия. Некоторые основные тормозящие нейротрансмиттеры включают серотонин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК).

Модулирующие нейромедиаторы

Эти нейротрансмиттеры, часто называемые нейромодуляторами, способны воздействовать на большее количество нейронов одновременно. Эти нейромодуляторы также влияют на эффекты других химических мессенджеров. Нейротрансмиттеры, действующие как нейромодуляторы, включают ацетилхолин, дофамин, серотонин, гистамин и каннабиноиды.

Нейропластичность — это способность мозга изменять свои структуры и функции в ответ на обучение и опыт. В подростковом возрасте мозг особенно пластичен, что делает этот период критическим для развития когнитивных и социальных навыков
Механизмы нейропластичности

Синаптическая пластичность: Укрепление или ослабление синаптических связей в зависимости от их использования

Нейрогенез: Образование новых нейронов, особенно активно происходящее в гиппокампе

Преобразование коры мозга: Изменение размеров и функций корковых областей в ответ на обучение или потерю функций (например, утрата зрения может усилить слуховые способности)


Роль нейропластичности в обучении и развитии
  • Нейропластичность позволяет мозгу адаптироваться к новым условиям и задачам, что особенно важно в период подросткового развития, когда происходит активное обучение и социализация.
  • Практики, такие как постоянное повторение навыков, активное обучение, упражнения для памяти, способствуют укреплению нейронных связей и улучшению когнитивных функций.
Развитие мозга у подростков
Ранний подростковый возраст
В раннем подростковом возрасте происходят изменения функционального состояния мозга в покое, снижающие степень готовности к деятельности, что отражается в специфике когнитивных процессов. Меньшая степень зрелости префронтальной коры и сниженная ее активность по сравнению с глубинными структурами является препятствием для функционирования системы произвольной регуляции и организации деятельности, затрудняется реализация управляющих функций и снижается степень их влияния на активность глубинных структур. В экспериментальных исследованиях это проявляется в снижении функционального взаимодействия корковых структур в ситуации произвольного внимания, направленного на опознание неполных изображений и снижение эффективности выполнения этой когнитивной задачи. Показано также снижение объема рабочей памяти.
Изменение управляющих функций на начальном этапе полового созревания проявляется и в снижении тормозного коркового контроля, что приводит к возрастающей импульсивности принятия решений и поведения. Обнаруженные на начальном этапе полового созревания изменения деятельности мозга, безусловно, отрицательно влияют на функциональное состояние организма подростка, возникают определенные трудности учебной деятельности и перегрузки, напряжение деятельности физиологических систем, утомление, снижение стрессоустойчивости.
Вследствие снижения тормозного контроля со стороны коры на структуры мотивационно-эмоциональной системы потребности подростка становятся плохо управляемыми, они направлены только на то, что непосредственно интересует подростка и/или дает непосредственное положительное подкрепление
Когнитивные функции у подростков
  • Память
    Подростки развивают способность к абстрактному мышлению и долгосрочному запоминанию
  • Внимание
    Способность к концентрации еще не полностью сформирована, что требует специальных подходов в обучении
  • Мышление
    Развитие критического мышления и способности к анализу, формирование собственной идентичности
Нейропсихологические аспекты поведения и мотивации
Мотивация и система вознаграждения

Система вознаграждения мозга включает нейронные цепи, которые реагируют на стимулы, приносящие удовольствие (еда, социальное одобрение, достижения).

Дофамин играет ключевую роль в этой системе, стимулируя чувство удовлетворения и мотивацию к повторению действий.

Мотивация и эмоции у подростков
Подростки склонны к поиску новизны и риска, что связано с повышенной активностью системы вознаграждения
Важно использовать комбинацию внутренних и внешних стимулов для поддержания интереса и мотивации у подростков
У подростков ярко проявляется нестабильность эмоционального фона, выраженная в эмоциональных реакций на стрессовые ситуации

Подросткам свойственная склонность к необдуманным действиям под влиянием эмоций или ситуаций, без должного учета последствий.

Влияние стресса на мозг подростков
Повышение уровня кортизола замедляет развитие префронтальной коры и снижает когнитивные функции
Хронический стресс негативно сказывается на памяти, внимании и способности к обучению
Ускоренное сердцебиение, повышение уровня адреналина, мобилизация ресурсов организма на борьбу или бегство
Тревога, страх, агрессия, депрессия — возможные реакции подростков на длительный или сильный стресс
Этические аспекты в работе фасилитатора
Конфиденциальность и уважение личных границ
Необходимо строго соблюдать конфиденциальность данных подростков, уважать их личные границы и не применять знания о нейропсихологии для манипуляции их поведением
Этичное использование психологических техник
Применение техник должно быть обоснованным, направленным на помощь подростку, а не на достижение целей фасилитатора
Ключевые понятия
Нейрон
Основная клетка мозга, ответственная за передачу и обработку информации
Синапс
Место контакта между двумя нейронами, через которое передается информация посредством нейротрансмиттеров
Нейротрансмиттеры
Химические вещества, которые передают сигналы между нейронами. Например, дофамин — связан с мотивацией и вознаграждением, серотонин — с настроением
Нейропластичность
способность мозга изменять свои структуры и функции в ответ на обучение и опыт. В подростковом возрасте мозг особенно пластичен, что делает этот период критическим для развития когнитивных и социальных навыков
Дофамин
или Допамин - нейромедиатор и гормон, который заставляет нас чувствовать удовольствие. Чтобы испытывать удовлетворение снова и снова, человек стремится повторять действия, которые приводят к выбросу дофамина
Кортизол
гормон, который образуется в коре надпочечников. Регулирует стресс в организме, воздействуя на уровень артериального давления, обмен белков, жиров и углеводов
Домашняя работа по Модулю 02
  1. Какие этические нормы и границы вы применяете к своей работе?
  2. Что для Вас неприемлемо в командной работе и в коллегах?
Дополнительные материалы