модуль 03
Основные методики групповой продуктивности
Содержание Модуля 03

Люди - глубоко социальные существа. Поэтому совместная работа - это то, что расширяет индивидуальные возможности каждого человека. Наши взаимодействия в группе создают новое знание, а не просто объединяют знания участников. В 1960-х Коллинз и Гецков показали, что совместная работа часто эффективнее индивидуальной. Позже исследования Дэвиса подтвердили: социальные связи улучшают решения, потому что помогают эффективнее обрабатывать информацию


Ключ к продуктивности и сотрудничеству в группе - эффективная динамика команды. Доверие, коммуникация и взаимодействие определяют, насколько успешно работает команда. Командные мероприятия укрепляют дружеские связи и взаимное уважение. Открытый диалог помогает свободно делиться идеями и решать конфликты, что повышает продуктивность. Чёткие роли и задачи позволяют каждому использовать свои сильные стороны на пользу команды.

Чтобы команда могла функционировать продуктивно, придумали такую практику как социальная фасилитация

Социальная фасилитация
Социа́льная фасилита́ция — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку
Социальная фасилитация опирается на несколько теоретических подходов, которые объясняют, почему люди выполняют задачи лучше в присутствии других. Впервые этот феномен был описан Норманом Триплеттом в 1898 году, когда он заметил, что велосипедисты ехали быстрее в соревнованиях, чем при тренировках в одиночку. Триплетт подтвердил это в лаборатории: дети, работая с катушками для удочек в парах, справлялись быстрее, чем те, кто работал в одиночку. Это явление он назвал «эффектом со-действия». С тех пор эта концепция была развита через различные теории, подчеркивающие разные механизмы

Научное обоснование эффекта
  • Теория страха оценки (Evaluation Apprehension Theory)
    Одно из ключевых объяснений — теория опасения оценки, предложенная Николасом Котреллом в 1972 году. Эта теория предполагает, что страх быть оценённым другими повышает производительность в простых задачах, но может снизить её в более сложных. Основное предположение заключается в том, что люди на основании опыта знают, что награды и наказания часто связаны с оценками окружающих, что вызывает беспокойство, способное улучшить продуктивность в определённых ситуациях
    01
  • Теория отвлечения-конфликта
    Ещё один важный подход — теория отвлечения-конфликта Роберта Барона. Эта теория утверждает, что присутствие других создаёт конфликт внимания, который может стать мотивационным стимулом для простых задач. Однако при выполнении сложных задач отвлечения могут ухудшить производительность из-за увеличения когнитивной нагрузки. Согласно теории, отвлечения могут повысить мотивацию в простых задачах, но перегрузить когнитивные ресурсы при выполнении сложных, что снижает эффективность
    02
  • Дальнейшие исследования
    После Триплетта исследования показали, что присутствие других людей не всегда улучшает результаты. Мета-анализ Бонда и Титуса (1983) изучил 241 публикацию и выявил, что иногда производительность падает, это назвали социальным торможением. Роберт Зайонц в 1965 году предложил объяснение: всё зависит от сложности задачи и опыта человека. В его экспериментах с тараканами социальная фасилитация проявлялась даже без сложных мыслительных процессов — просто из-за присутствия других
    03
Что влияет на эффективность социальной фасилитации
  • Сложность задач
    Исследования показывают, что эффекты социальной фасилитации более выражены в хорошо усвоенных или простых задачах. Напротив, при выполнении незнакомых или сложных задач может возникать социальное торможение, когда снижается производительность из-за присутствия других
    1
  • Индивидуальные особенности
    Личные качества, такие как тревожность и когнитивные способности, сильно влияют на результаты. Тревожные люди хуже справляются с задачами на глазах у других, особенно если задача сложная и требует внимания. Другие, наоборот, лучше работают под наблюдением, особенно если задача простая
    2
  • Физиологические факторы
    Усталость, голод, возбуждение и стресс усиливают концентрацию на простых задачах, но мешают при сложных, т.к. выступают в роли отвлекающих, а не мотивирующих факторов
    3
  • Эффект аудитории
    Состав и отношение аудитории важны. Поддержка помогает, враждебность вызывает тревогу и снижает результаты. Влияют и размер аудитории, и её близость: чем ближе зрители, тем сильнее отвлечение или мотивация
    4
  • Когнитивные факторы
    Способность сосредоточиться определяет, как на человека влияет аудитория. Одни люди работают лучше в присутствии других, у других зрители вызывают когнитивную перегрузку. Поэтому важна подготовка и опыт: знакомые задачи легче выполнить в социальных условиях
    5
  • Эмоциональные факторы
    Сплочённость группы и атмосфера тоже важны: в сплочённых командах участники лучше взаимодействуют и достигают общих целей. Чем лучше команда справляется, тем сильнее её сплочённость, и наоборот — это взаимосвязанные процессы
    6
Социальная фасилитация в образовании
Социальная фасилитация важна в образовании, особенно для того, как студенты взаимодействуют друг с другом. Если дать им больше самостоятельности — например, проводить групповые презентации без слайдов, — преподаватели создают среду, где студенты вынуждены лучше общаться и сотрудничать. Такой подход не только улучшает взаимодействие, но и помогает студентам делиться знаниями и опытом, углубляя понимание материала. Ролевые игры и симуляции также полезны: они позволяют отработать навыки общения и применить знания в безопасной и знакомой обстановке. Эти методы повышают вовлечённость и улучшают результаты обучения
Дополнительные методы социальной фасилитации
  • Совместное действие
    Этот метод основан на том, что выполнение задачи в присутствии других, кто также выполняет похожую задачу, может стимулировать повышение производительности. Пример — работа в парах или группах, где все выполняют аналогичные задачи одновременно
  • Эффект аудитории
    Когда человек знает, что за результатом работы будут наблюдать это может как мотивировать, так и создавать давление. Например, публичные выступления или презентации перед группой стимулируют подготовку и мобилизацию усилий
  • Ролевые игры и симуляции
    Популярный метод социальной фасилитации. Они помогают студентам взаимодействовать друг с другом, применяя полученные знания в реальных или смоделированных условиях
  • Групповая работа
    Организация совместных проектов или заданий, где каждый член группы выполняет свою роль, помогает раскрыть индивидуальные способности, а также улучшает координацию и взаимодействие
  • Обратная связь
    Присутствие людей, которые наблюдают за выполнением задачи и дают обратную связь, может мотивировать и корректировать поведение
  • Принцип соревновательности
    Соревнование в группе — ещё один метод фасилитации. Люди стремятся показать лучшие результаты, если видят, что их сравнивают с другими
  • Обсуждения и дебаты
    Дискуссии в группе стимулируют активное мышление и обмен идеями. Это позволяет каждому участнику лучше формулировать свои мысли и предлагать решения, что усиливает их вовлечённость и качество работы
  • Наставничество
    Наставничество среди сверстников — это метод, при котором более опытные или старшие ученики помогают младшим. Это создаёт ощущение ответственности и мотивацию у наставников, а также помогает менее уверенным подросткам развивать свои навыки в менее формальной обстановке. Наставники также получают социальную фасилитацию, когда осознают, что за ними наблюдают младшие ученики
  • Визуальная фасилитация
    С развитием цифровых технологий визуальная фасилитация становится всё более популярной. Графические элементы и визуальные инструменты помогают лучше вовлечь участников и запомнить информацию, делая семинары более доступными и запоминающимися. С ростом дистанционного обучения спрос на визуально насыщенный контент будет только увеличиваться, и фасилитаторам стоит активнее внедрять графику в свои занятия
  • "Чужие глаза"
    Суть в том, что людям предлагается рассмотреть задачу или проблему как будто через глаза другого человека. В этом методе присутствие других или их гипотетическое участие помогает изменить точку зрения и найти новые решения
  • Взаимопроверка
    Когда один человек выполняет задачу, зная, что его работа будет проверена его коллегой или партнёром. Это не полноценная группа, но сам факт партнёрской проверки может мотивировать лучшее выполнение
  • Эффект "Пустого стула"
    Этот метод часто используется в коучинге и психотерапии, но может быть адаптирован для работы в группе. Участнику предлагается представить, что на пустом стуле сидит кто-то значимый. Присутствие воображаемой фигуры заставляет человека лучше концентрироваться на задаче
  • Метод обратного наставничества
    В этом методе менее опытный ученик выступает в роли наставника для более опытного. Само взаимодействие и осознание роли наставника стимулирует личностный рост и стремление к лучшему выполнению задач
  • Поддержка и похвала
    Поддержка со стороны сверстников и взрослых может значительно улучшить результаты подростков. Сама по себе социальная поддержка — мощный мотиватор для подростков, которые стремятся соответствовать ожиданиям сверстников или взрослых наставников. Взаимное уважение и поддержка в учебных и внеучебных ситуациях создают более здоровую и продуктивную атмосферу
Особое место в социальной фасилитации занимает групповая рефлексия
Групповая рефлексия — это метод коллективного анализа и осмысления опыта, который позволяет участникам, в том числе подросткам, оценить свои действия, выявить сильные и слабые стороны, а также наметить пути улучшения. Этот метод социальной фасилитации особенно полезен для развития критического мышления, самосознания и умения работать в группе
Групповая рефлексия направлена на анализ и осмысление собственного опыта и действий. Она помогает участникам глубже понять свои поступки, выявить успешные моменты и ошибки, а также сделать выводы для улучшения в будущем. Это процесс, который требует размышлений и самоанализа

Особенности групповой рефлексии
Анализ действий и поведения
Подростки совместно обсуждают, что они сделали, как это было воспринято ими самими и окружающими, и какие уроки они извлекли из опыта. Это помогает им глубже понять свои поступки и увидеть свои сильные и слабые стороны
Поддержка со стороны группы
Коллективное обсуждение помогает подросткам не только анализировать свои действия, но и получать поддержку от сверстников. Осознание того, что у других могут быть схожие трудности, снимает чувство изоляции и способствует развитию взаимопонимания
Мотивация к изменениям
Групповая рефлексия побуждает подростков к саморазвитию, так как она даёт возможность задуматься над своими действиями и найти способы улучшения. В безопасной среде подростки чувствуют себя более уверенно в обсуждении своих ошибок и достижений
Deep Work Кэла Ньюпорта
Deep Work — это концепция, предложенная Кэлом Ньюпортом, которая подразумевает состояние глубокой, сосредоточенной работы без отвлечений
Ни для кого не является секретом, что успех в работе или учебе напрямую зависит от результатов, а результаты зависят от вашей продуктивности. Детям предлагается множество лайфхаков, которые позволяют оптимизировать процесс учебы, но основой продуктивности всегда являлась именно погруженность в задачи.
Глубокая продуктивность (Deep work) завоевала свою популярность с момента ее создания Кэлом Ньюпортом.
Кэл Ньюпорт — писатель и профессор Джорджтаунского университета, автор бестселлера «Deep Work: Rules For Focused Success in a Distracted World». В своей книге он демонстрирует влияние высокой продуктивности на преобразование трудовой этики и принятие правил для внедрения изменений.
Deep work — это, по сути, способность человека сосредоточиться на познавательной деятельности или задаче, ни на что не отвлекаясь. Deep work повышает продуктивность, позволяет мыслить логически, опираясь на подтверждающие факты и цифры, и вселяет чувство уверенности в себе. Это особенно актуально для подростков, вокруг которых масса отвлекающих факторов, не позволяющих им по настоящему сосредоточится на учебных задача..
Техника высокой продуктивности может в значительной степени улучшить жизнь любого человека, который работает самостоятельно и/или удаленно. Техника способна повысить уровень мотивации, что также положительно скажется на эффективности.
Один из ключевых советов Deep Work — усердно и интенсивно практиковать концепцию. Необходимо превратить Deep work в своего рода привычку, как по формату работы, так и по времени и длительности погружения в задачи
Важные аспекты для организации Deep Work в подростковых группах
  • -1-
    Минимизация отвлекающих факторов
    Важно создать среду, где подростки смогут минимизировать отвлекающие факторы — например, отключение телефонов или создание правил для общения, когда взаимодействие происходит только по делу
  • -2-
    Четкое распределение ролей и задач
    Для достижения глубокой работы в группе важно, чтобы каждый подросток понимал свою задачу и мог сосредоточиться на её выполнении. Это помогает избежать хаоса и неразберихи, поддерживая фокус на индивидуальных или групповых целях
  • -3-
    Четкие временные рамки
    Принцип "сессий сосредоточенной работы" подразумевает работу в течение определённого времени без отвлечений. Установка таких временных рамок (например, 90 минут сосредоточенной работы с перерывом) помогает подросткам сохранять концентрацию и поддерживать продуктивност
  • -4-
    Поддержка и взаимопомощь
    Группы подростков могут помогать друг другу в достижении глубокого погружения, поддерживая друг друга в выполнении задач, но при этом не отвлекаясь на несвязанные с работой обсуждения. Это также помогает развивать навыки эффективного взаимодействия и управления временем
"Удвоение тела"
"Удвоение тела" - методика совместной работы для детей с СДВГ
Подходом, близким к социальной фасилитации, можно назвать "удвоение тела" - методику совместной работы для детей с СДВГ. Это метод, который иногда используют, чтобы помочь детям с СДВГ улучшить свою концентрацию и координацию во время выполнения задач. Такая методика помогает направить их энергию и внимание детей более эффективно.
Методика "удвоения тела" включает в себя партнёрскую работу или совместные задания, в которых дети работают в парах или группах. Основная идея заключается в том, чтобы ребёнок мог "зеркалить" или "удваивать" действия партнёра, что помогает ему улучшить фокусировку, моторику и внимание за счёт социального взаимодействия и физической активности
Как это работает для детей с СДВГ
Работа в паре
Один из детей выполняет действия или задачи (например, рисует фигуры, выполняет движения), а другой ребёнок "повторяет" эти действия или имитирует их. Это помогает первому ребёнку лучше концентрироваться на своих задачах, а второму — следить и копировать действия, что улучшает внимание и самоконтроль.
Физическая активность для улучшения внимания
Дети с СДВГ часто легче фокусируются, когда их работа сопровождается физической активностью. Во время "удвоения" они не просто сидят, а активно вовлечены в процесс — это может включать в себя движение, работу с предметами или участие в играх.
Визуальные и моторные навыки
Эта методика также помогает развивать визуально-моторные навыки, которые часто затруднены у детей с СДВГ. Выполнение действий вместе с партнёром требует координации и концентрации, что помогает улучшить эти навыки.
Социальное взаимодействие
Работа в паре или группе помогает детям учиться взаимодействовать с другими, следовать указаниям, принимать участие в групповых процессах. Это также способствует улучшению их коммуникативных и социальных навыков, которые могут быть затруднены у детей с СДВГ
Отличия "удвоения тела" от социальной фасилитации
Методика "удвоения тела" фокусируется на прямом зеркальном повторении действий или заданий. Один подросток выполняет определённые движения или задачи, а другой копирует их, что требует точной координации, внимания и синхронности. Это метод активного физического или когнитивного взаимодействия, который помогает подросткам сосредоточиться на повторении и следовании действиям партнёра. Социальная фасилитация в группе подразумевает, что присутствие других людей само по себе стимулирует участников работать лучше или эффективнее, не обязательно через физическое взаимодействие. Например, когда подросток знает, что за ним наблюдают или что другие работают рядом, это усиливает его мотивацию и помогает ему сосредоточиться на своей задаче. Социальная фасилитация проявляется, когда люди просто работают рядом, ощущая поддержку или давление присутствия других, что естественным образом усиливает продуктивность.
В методике "удвоения тела" важна активная форма взаимодействия между участниками. Один участник ведёт процесс (например, делает движение или решает задачу), а другой непосредственно повторяет или имитирует его. Это помогает подросткам развивать навыки координации и концентрации за счёт активности и взаимодействия в группе. Социальная фасилитация может быть более пассивной. Продуктивность или внимание подростков улучшаются просто благодаря тому, что они выполняют свои задачи в присутствии других. В группе не обязательно иметь прямое взаимодействие с другими членами группы — достаточно просто быть частью команды, что помогает поддерживать мотивацию.
Методика "удвоения тела" чаще всего использует физическую активность как инструмент для улучшения внимания. Социальная фасилитация, хотя и может включать физическую активность, чаще сосредоточена на когнитивных задачах или на выполнении рутинных действий в присутствии других. В ней важно само присутствие группы, а не физическое повторение действий друг друга.
Методика "удвоения тела" стремится к развитию навыков копирования и координации, улучшению самоконтроля и поддержанию сосредоточенности через физическое повторение и взаимодействие. Социальная фасилитация же направлена на улучшение общей продуктивности и качества выполнения задачи за счёт коллективного присутствия. Она помогает подросткам быстрее и лучше работать, повышая внутреннюю мотивацию и дисциплину благодаря тому, что другие люди находятся рядом.
Теория подталкивания
Теория подталкивания представляет собой концепцию, основанную на действии факторов, которые побуждают человека сделать то или иное действие. При этом у человека нет ограничений и запретов на любое поведение
Теория подталкивания основана на механизме того, как люди принимают решение.
Первый вариант — это рациональное обдумывание, взвешивание всех факторов перед тем, как делать выбор.
Второй вариант — это импульсивный. Люди совершают действие скорее автоматически, чем осознанно. Такая особенность позволяет воздействовать на человека и подтолкнуть его к решению, которое будет выгодно для вас.
По мнению некоторых ученых, теория подталкивания помогает функционировать как отдельному человеку, так и обществу в целом в условиях современного мира, с его бесконечной нехваткой времени на обдумывание каждого шага. Однако этот механизм должен быть максимально незаметным, чтобы создавать для человека ощущение того, что он принимает решение самостоятельно. При этом у него всегда есть свобода выбора
О подталкивании и далеко не только в обучении написали отличную книгу Ричард Тайлер и Касс Санстейн - "Nudge. Архитектура выбора". Она про то, что мы все иррациональны и принимаем много неверных решений. Даже там, где решение важное и определяет нашу жизнь. Мы людей вокруг нас поменять не можем, да и сами не сильно можем поменяться. Но если нам нужно помочь принять правильное решение, то мы к нему можем подтолкнуть. Легко. Это и есть перевод слова nudge - легкий, ненавязчивый толчок, как тот, которым мы ребенку подсказываем, куда повернуть. Это не попытка убедить или аргументировать, это не способ заставить. Это поиск инструмента, которым мы можем направить человека в нужное русло, в нужном направлении.
Обучение - процесс сложный, даже для взрослого человека. Особенно когда мы говорим о самостоятельной работе, вне рамок образовательного учреждения. Всегда будут альтернативные дела, иногда более важные в моменте, иногда более интересные. И даже хорошо понимая, что домашняя работа необходима, мы все равно делаем что-то другое. Сознательно или нет, но делаем. Это всегда связывали с мотивацией и там искали инструменты. Но мотивация может быть, а обучение все равно не произойдет. Потому что человек - нерационален.
Мы можем убеждать, приводить веские и рациональные доводы. Можем пугать. И с нами даже согласятся. Но в какой-то момент все идет совсем не плану и мы видим, что даже качественные учебные материалы или увлекательные форматы не дают того результата, который планировался. Вот тут самое время подтолкнуть. Не убеждать, не искать правильные слова и не развлекать. А создать условия, в которых человек сделает правильный выбор. Авторы, так и называют тех, кто занимается подталкиванием - архитектор выбора. Он создает ту самую систему, попадая в которую подросток идет постепенно к нужному действию
Инструменты «наджинга»
Наджинг (англ. nudge — «подталкивать») — это способ привести человека к решению, используя подсказки, сигналы и стимулы, оставляющие свободу выбора
  • -1-
    Дефолтные значения
    Попадая в определенную среду подросток не может действовать по другому, просто по тому, что такие правила. Самый яркий пример - школа с устоявшимися требованиями и условиями пребывания и обучения
  • -2-
    Четкие инструкции
    Путь обучения - это набор понятных действий, которые нужно выполнить. Чем понятнее задача, тем меньше сомнений и пространства для выбора. Чем меньше выбор, тем быстрее приступают к задаче и меньше выбирают. Отсутствие инструкций по сути - выбор варианта выполнения задачи
  • -3-
    Эффект толпы
    Это про наше желание быть частью сообщества. Это свойственно любому человеку, потому что мы всегда жили в общинах и выход из общины равносилен смерти. Какая-то толпа нам обязательно нужна. "Все побежали и я побежал". Все заняты делом, я тоже займусь, чтобы не быть белой вороной и/или не получить социальное осуждение
  • -4-
    Правильный момент
    Важно правильно подобрать момент для обучения. Тут нужно делать анализ момента потребности в знаниях. Чем ближе к моменту, тем лучше будет восприниматься. Грядущая контрольная, конец триместра, предстоящая поездка и т.п. - сами по себе подталкивают ребенка к сосредоточенности на учебных задачах
Домашняя работа по Модулю 03
  1. Основываясь на вашем опыте участия и/или проведения групповых сессий, приведите примеры, иллюстрирующие тот или иной метод повышения продуктивности участников
  2. Разработайте план 45-минутной сессии продуктивности для группы для учеников (6-8 человек), используя элементы социальной фасилитации. Включите в план следующие элементы:
  • Цель сессии (например, улучшение концентрации, развитие координации, командная работа).
  • Описание группы (возраст, наличие особенностей).
  • Структура сессии: как вы будете чередовать элементы социальной фасилитации.
  • Указание конкретных упражнений и действий, которые будут выполнять подростки в группах или парах.
  • Примерный тайминг (сколько времени уйдёт на каждую часть)
Дополнительные материалы