модуль 05
Практическая фасилитация
Содержание Модуля 05
Подготовка к проведению сессии продуктивности

Сессия продуктивности для подростков — это специально организованное мероприятие, направленное на то, чтобы помочь подросткам сосредоточиться на выполнении задач, связанных с учебой или личными проектами. Эти сессии могут проходить как в онлайн, так и в оффлайн-формате, и включают в себя поддержку со стороны фасилитатора сессии, который помогает участникам управлять временем, преодолевать отвлекающие факторы, сохранять энергию и достигать целей

Основные элементы сессии продуктивности для подростков:
  • Целевая направленность
    Сессия строится вокруг конкретных целей, например, выполнение домашнего задания, подготовка к экзаменам, разработка проекта или чтение. Это помогает подросткам сфокусироваться на важных задачах и следить за прогрессом
  • Фасилитация
    Фасилитатор играет ключевую роль в сессиях, направляя участников и создавая атмосферу доверия, поддержки, безопасности и продуктивности. Он помогает подросткам структурировать работу, поддерживает мотивацию, предоставляет техники и инструменты для улучшения концентрации и сохранения энергии
  • Тайм-менеджмент
    Сессия проходит в четких временных интервалах. В рамках сессий используется технику управления временем - метод "Помидоро" (работа короткими интервалами с небольшими перерывами), чтобы поддерживать фокус и избегать усталости
  • Поддержка и обратная связь
    Важной частью сессий является поддержка и взаимодействие между участниками и фасилататором. Подростки делятся успехами, трудностями и получать обратную связь как от фасилитатора, так и от сверстников
  • Рефлексия и оценка результатов
    В конце сессии фасилитатор помогает подросткам зафиксировать, чего они достигли, какие трудности возникли и как их можно преодолеть в будущем. Это способствует развитию навыков самооценки и улучшает дальнейшие результаты
Рабочее место, оборудование и методические материалы
  • Помещение
    Комната для проведения онлайн-сессии должна быть хорошо освещена, как в дневное, так и в вечернее время. Дверь комнаты должна плотно закрываться, чтобы избежать вторжения посторонних в сессию
  • Рабочее место
    Просторный стол, на котором без помех друг другу можно разместить ноутбук (стационарный компьютер с клавиатурой), планшет (мобильный телефон), блокнот (рабочую тетрадь), писчие принадлежности. Удобное кресло со спинкой на колесиках, чтобы можно было без шума отодвинуться от стола, для выполнения упражнений
  • Девайсы и гаджеты
    Камера, беспроводной микрофон, беспроводные наушники, часы с таймером, зарядка для устройств, стакан с питьевой водой (чаем), компьютерная мышь
  • Методические материалы
    Файл со сценарием сессии, открытый на дополнительном устройстве (планшет или мобильный телефон), файл с записью зеленого шума или звуков природы открытый на основном устройстве, файл с записью фонового видео, открытый на основном устройсте, файл со списком нейроупражнений
Технические аспекты работы фасилитатора
Оборудование и ПО
Оборудование
Ноутбук или стационарный компьютер с Windows 10 и выше, высокоскоростной доступ в интернет, возможность раздачи мобильного интернета с телефона, возможность подключения беспроводных устройств
Программное обеспечение
Установленная дескстопная версия Discord, Media pleer с актуальными кодеками
Что необходимо фасилатору
  • Рабочий аккаунт в Discord
  • Подключение к серверу ЭНКИ в роли Фасилитатор
  • Наличие собственного голосового чата на сервере
  • Навык запуска трансляций, отключения микрофоном, добавления и удаления участников
Особенности организации и оффлайн-формата сессий
  • Помещение
    Помещение должно иметь хорошую шумоизоляцию, чтобы минимизировать поступление внешних звуков. Освещение должно соответствовать СанПиНам для обучения и нахождения несовершеннолетних, санузел должен быть рядом или внутри помещения
  • Оборудование
    Ноутбук с высокоскоростным выходом в интернет, беспроводная колонка, с мощность, адекватной помещению, экран с проектором
  • Мебель
    В помещении должно быть достаточное количество индивидуальных рабочих мест для участников с удобными стульями (со спинкой) и столами
  • Дополнительные требования
    Кулер с водой и одноразовыми стаканчиками, мусорное ведро, писчие принадлежности
Сценарии сессии продуктивности
Сессия "120 (90) минут успеха"
3 минуты
3 минуты
Знакомство с фасилитатором
Фасилитатор представляется, рассказывает о правилах проведения сессии и поведения на сессии
5 минуты
5 минуты
Подготовка к сессии
Выключаем звук и вибрацию на телефоне, отключаем все программы, кроме Discord на компьютере, закрываем двери в комнату, ставим стакан с водой, кладем в доступности учебники, рабочие тетради и канцтовары, для выполнения домашки, проверяем наличие всех заданий, посещаем туалет, подключаем беспроводные наушники
15 минут
15 минут
Определение, ранжирование и парковка целей
Фасилитатор просит каждого участника написать на листочке все задания, которые он запланировал выполнить на сессии по следующему формату: предмет, задание
Рядом с каждым заданием необходимо поставить Зеленый, синий или красный кружочек, где:
Зеленый - те задания, которые можно быстро сделать, которые хорошо получаются
Синий - иногда попадаются сложные задания, но в основном делаю самостоятельно
Красный - всегда трачу много времени, задания вызывают затруднения, часто требуется помощь
Фасилитатор просит каждого участника написать в чат предмет и цвет, который ему соответствует
Фасилитатор показывает на экране файл, у которого 10 ячеек. В каждой ячейке место для имени и светофор, куда фасилитатор, со слов участников, вписывает предметы в строчку того или иного цвета
Каждый участник определяет, что будет отличным результатом его работы, что хорошим, а что достаточным, чтобы завтра смело смотреть учителям в глаза. Определяет вознаграждение, которое сам себе подарит за выполнение задач
3 минуты
3 минуты
Настрой на работу
Фасилитатор проводит серию нейроупражнений, для повышения мотивации и продуктивности участников
25 (15) минут
25 (15) минут
Рабочая сессия
Фасилитатор включает зеленый шум, ставит трансляцию видео природы, отключает микрофоны у участников, включает таймер. Ребята начинают делать ДЗ, с которым пришли, начиная с красного цвета светофора
3 минуты
3 минуты
Перерыв
Серия дыхательных и нейроупражнений. Возможность сходить в туалет и задать вопросы
25 (15) минут
25 (15) минут
Второй рабочий период
Включается звуковое и видеосопровождение, отключаются микрофоны, запускается таймер
3 минуты
3 минуты
Перерыв
Дыхательная, двигательная и нейрогимнастики, поход в туалет, вопросы
25 (15) минут
25 (15) минут
Третий рабочий раунд
Включается звуковое и видеосопровождение, отключаются микрофоны, включается таймер
3 минуты
3 минуты
Расслабляющий комплекс упражнений
Двигательная гимнастика, комплекс упражнений снимающий эмоциональное и физическое напряжение
10 минут
10 минут
Фиксация результатов
Участники сами награждают себя, выставляют себе оценку. Фасилитатор также награждает каждого участника (награда еще в разработке) за успешно выполненную работу
3 минуты
3 минуты
Переключение и прощание
Фасилитатор проводит с участниками упражнения, переключающие их на другую активность вне сессии и прощается с участниками
Сессия "60 минут успеха"
5 минут
5 минут
Знакомство с Мастером и подготовка к сессии
Мастер и участники представляются. Мастер рассказывает о правилах проведения сессии и поведения. Участники выключают звук и вибрацию на телефоне, отключают все программы на компьютере, кроме тех, которые необходимы для выполнения ДЗ, закрывают двери в комнату, ставят стакан с водой, кладут в доступности учебники, рабочие тетради и канцтовары, для выполнения домашки, проверяют наличие всех заданий, посещают туалет, подключают беспроводные наушники
10 минут
10 минут
Постановка и фиксация целей
Мастер просит каждого участника, по очереди, рассказать какие задания он будет выполнять сегодня и просит все задания распределить по цветам, где:
Зеленый - те задания, которые можно быстро сделать, которые хорошо получаются
Синий - иногда попадаются сложные задания, но в основном делаю самостоятельно
Красный - всегда трачу много времени, задания вызывают затруднения, часто требуется помощь
Мастер фиксирует все на онлайн-доске
Каждый участник определяет, что будет отличным результатом его работы, что хорошим, а что достаточным, чтобы завтра смело смотреть учителям в глаза. Определяет вознаграждение, которое сам себе подарит за выполнение задач
2 минуты
2 минуты
Настрой на работу
Мастер проводит нейроупражнения, для повышения мотивации и продуктивности участников
15 минут
15 минут
Рабочая сессия
Мастер включает звуковое сопровождение рабочего периода и ставит трансляцию видео природы, отключает микрофоны у участников, включает таймер. Ребята начинают делать ДЗ, с которым пришли, начиная с красного цвета светофора
2 минуты
2 минуты
Перерыв
Серия дыхательных и нейроупражнений. Возможность сходить в туалет и задать вопросы
15 минут
15 минут
Второй рабочий период
Включается звуковое и видеосопровождение, отключаются микрофоны, запускается таймер
2 минуты
2 минуты
Расслабляющий комплекс упражнений
Двигательная гимнастика, комплекс упражнений снимающий эмоциональное и физическое напряжение
10 минут
10 минут
Фиксация результатов
Участники сами награждают себя, выставляют себе оценку. Мастер также награждает каждого участника (награда еще в разработке) за успешно выполненную работу
2 минуты
2 минуты
Переключение и прощание
Мастер проводит с участниками упражнения, переключающие их на другую активность вне сессии и прощается с участниками
Инструменты создания продуктивной среды
  • -1-
    Техника "Pomodoro"
    Техника управления временем, предложенная Франческо Чирилло в конце 1980-х. Методика предполагает увеличение эффективности работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов. Согласно данной методике мы включаем таймер и работаем, не отвлекаясь ни на что, в течение 25 минут. Далее следует перерыв на 3-5 минут. А затем – следующая такая же интенсивная мыслительная концентрация
  • -2-
    Техника Светофор"
    Суть техники в распределении учебных задач подростка по трем цветам, где:
    Зеленый - те задания, которые можно быстро сделать и которые хорошо получаются
    Синий - иногда попадаются сложные задания, но в основном делаю самостоятельно
    Красный - сюда попадают предметы, на которые всегда тратиться много времени, задания, которые вызывают затруднения, часто требуется помощь, чтобы их выполнить
    Техника учит школьников оценивать задачи и распределять их по трудности выполнения
  • -3-
    Парковка целей
    Сколько бы ни говорили, что "слово не воробей", но в постановке целей это редко работает. Подростки с легкостью забывают о своих обязательствах, о необходимости выполнения домашки и о самой домашке, кстати, тоже. На наши сессии подросткам необходимо не только физически принести список заданий, но и публично озвучить их и зафиксировать для себя и других участников группы. Парковка или визуализация целей, служит дополнительным мотивирующим фактором, подталкивающим подростков к концентрации на задачах
  • -4-
    Ожидание награды
    Мы помним, что дофамин - это гормон, который отвечает за мотивацию и стремление к цели. Само предвкушение награды уже повышает уровень дофамина в организме подростка.
    Для создания ощущения ожидания мы в начале сессии определяем какую награду получит каждый участник по завершении сессии. Это самонаграда - каждый ребенок сам формулирует чем или как он себя побалует за эти два часа работы и поощрение от ЭНКИ (в разработке)
Домашняя работа по Модулю 05
  1. Проведите индивидуальную сессию продуктивности по предложенному сценарию для себя
  2. Опишите, что из предложенного работает, что не влияет на достижение поставленных целей, а что вредит продуктивности
Дополнительные материалы