модуль 08
Эмоциональный интеллект в работе фасилитатора
В настоящем Модуле мы намеренно рассматриваем навыки, выходящие за рамки требований к Фасилитатору сессий продуктивности, т.к. фасилитация сессий продуктивности - это частный случай работы ведущего групп.
Мы уже говорили, что будем вкладываться в ваш профессиональный рост. Контент Модуля 06 - один из кирпичиков этого профессионального фундамента
Содержание Модуля 08
Введение в эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение управлять своими и чужими эмоциями. И это не абстрактная теория, а реальный навык, который помогает быть успешнее в жизни и работе
Долгое время считалось, что успех напрямую зависит от интеллекта и академических знаний. Но исследования показали, что ум и образование — лишь часть пазла. В мире взрослых карьеру делают не только те, кто решает сложные задачи, но и те, кто умеет договариваться, чувствовать людей, решать конфликты и строить доверительные отношения.
Почему так? Потому что успешная карьера и личная жизнь требуют не только технических навыков. Люди, которые умеют понимать эмоции, строят более крепкие связи, быстрее адаптируются к изменениям и принимают более взвешенные решения
Эмоциональный интеллект состоит из четырёх ключевых элементов
Эти навыки можно развивать, тренируя себя в понимании и управлении эмоциями — как своими, так и чужими
  • Понимание эмоций других
    Ты видишь, что человек чувствует, даже если он не говорит об этом напрямую. Замечаешь мимику, жесты, интонации
  • Управление эмоциями других
    Ты можешь повлиять на настроение людей: успокоить, поддержать, вдохновить, помочь справиться с негативом
  • Понимание своих эмоций
    Ты осознаёшь свои чувства, понимаешь, почему злишься, тревожишься или радуешься, и замечаешь малейшие изменения в настроении
  • Управление своими эмоциями
    Ты умеешь контролировать свои реакции, не даёшь гневу или тревоге взять верх, остаёшься спокойным и собранным даже в сложных ситуациях
Как это влияет на успех?
Люди с высоким эмоциональным интеллектом быстрее адаптируются к изменениям и лучше понимают, чего хотят на самом деле. Это помогает принимать более осознанные решения и избегать ненужных конфликтов.
Осознанность — один из ключевых элементов ЭИ. Многие считают, что хорошо знают себя, но исследования показывают: только 10–15% людей действительно обладают высокой саморефлексией. Умение разбираться в своих эмоциях помогает избежать ненужных ссор и недопонимания.
В команде эмоциональный интеллект особенно важен. Он помогает налаживать отношения, мотивировать коллег и снижать уровень стресса. Руководители с высоким ЭИ делают своих сотрудников счастливее и эффективнее. А ещё ЭИ помогает распознать, кто из коллег компетентен, а кому доверять не стоит — что спасает от ошибок и даже манипуляций
Почему лидеры с высоким эмоциональным интеллектом успешнее?
Эмоциональный интеллект напрямую связан с лидерством. Исследования показывают, что люди с высоким ЭИ чаще становятся лидерами — потому что умеют поддерживать команду, мотивировать и создавать комфортную рабочую среду. Они лучше понимают других, решают конфликты и удерживают людей от выгорания
Как развить эмоциональный интеллект?
ЭИ можно развивать в любом возрасте. Начать стоит с осознанной тренировки одного навыка — например, управления своими эмоциями. Важно выбрать одну практику и заниматься ей регулярно. Через месяц можно переходить к следующему аспекту.
Эмоциональный интеллект — это не врождённый дар, а навык, который можно и нужно развивать. Это поможет не только лучше понимать других, но и сделать свою жизнь гармоничнее и счастливее
Эмоции — это естественная часть человеческой жизни, которая помогает нам ориентироваться в мире и принимать решения. Они не просто проявляются внутри нас, но и играют важную роль во взаимодействии с окружающими. Эмоции можно сравнить с внутренним компасом: они подсказывают, куда двигаться и как реагировать на события
Что такое эмоции и зачем они нужны?

Каждый раз, когда мы чувствуем страх, радость или гнев, наш мозг дает сигнал, помогающий приспособиться к окружающей среде. Даже у простейших организмов, не имеющих нервной системы, существует базовое понимание того, что полезно, а что угрожает. У человека же эта система значительно усложнилась, превратившись в мощный механизм управления поведением.
Мы часто думаем, что эмоции нужны, чтобы показать окружающим наше настроение, но их основная задача — помочь нам самим ориентироваться в жизни. Эмоции — это те самые «датчики», которые активируются при взаимодействии с внешним миром, направляя наше внимание и помогая принимать решения
Эмоции, чувства и настроение: в чем разница?
Эмоции
Краткосрочные реакции на события. Например, испуг, когда кто-то внезапно выпрыгивает из-за угла
Чувства
Более устойчивые состояния, которые зависят от нашего отношения к событиям или людям. Например, радость от встречи с любимым человеком
Настоение
Длительное эмоциональное состояние, которое может сохраняться на протяжении длительного времени и меньше зависит от конкретных событий. Настроение часто связано с биохимией организма и может возвращаться к исходному уровню даже после значительных перемен в жизни
Универсальные (базовые) эмоции

Страх

Гнев

Радость

Удивление

Отвращение

Печаль

Как эмоции влияют на наше мышление?
Часто считается, что эмоциональные решения противоречат разумным. Однако эмоции и разум тесно связаны. Эмоции помогают нам направлять внимание на важные вещи и быстрее принимать решения. Например, при решении сложной задачи эмоции могут «подсказывать», что правильное решение уже найдено, ещё до того, как оно осознается логически.
Также эмоции влияют на нашу память. Информация, которая вызывает эмоциональный отклик, запоминается лучше. Это объясняется тем, что эмоции активируют определённые области мозга, ответственные за обработку и хранение информации
Эмоции и культура: как среда влияет на наше восприятие?
То, как мы переживаем и выражаем эмоции, во многом зависит от культуры, в которой мы выросли. Разные культуры имеют свои нормы выражения эмоций, а также свои «словари» для описания чувств. Например, в некоторых языках есть слова для состояний, которые на других языках требуют целых предложений для описания.
Культура также влияет на то, как мы учимся справляться с эмоциями. Например, в одних семьях принято открыто выражать гнев или радость, в других — сдерживать свои чувства. Эти нормы поведения усваиваются с детства и определяют, как мы будем взаимодействовать с миром
Как осознанность помогает лучше понимать эмоции?
Для того чтобы эффективно управлять своими эмоциями, важно развить осознанность. Это значит замечать свои эмоциональные состояния, уметь их назвать и понять их интенсивность. Одним из инструментов для этого является ведение дневника эмоций, который помогает отслеживать, что вы чувствуете в разные моменты времени, и какие ситуации вызывают те или иные эмоциональные реакции.
Ещё один полезный инструмент — шкала интенсивности эмоций. Она помогает определить, насколько сильно вы чувствуете ту или иную эмоцию, и принять меры для возвращения в «нормальный» диапазон:
  • 0-30: спокойное состояние.
  • 40-60: умеренные эмоции, требующие осознания и анализа.
  • 70-80: сильные эмоции, трудно контролируемые, требующие саморегуляции.
  • 90-100: очень интенсивные эмоции, часто связанные с травматическими событиями.
Эмоции — это не просто случайные переживания, они играют ключевую роль в нашем поведении и принятии решений. Понимание своих эмоций и умение управлять ими — это важный шаг на пути к гармоничной и успешной жизни. Развивая осознанность и понимание своих эмоциональных реакций, мы можем лучше контролировать свои действия и достигать большего как в личной, так и в профессиональной жизни
Понимание других - ключ к эффективному взаимодействию
Способность понимать других людей формируется у нас с самого детства и проходит несколько этапов развития. Уже младенец учится распознавать лица, а по мере взросления его социальные задачи усложняются. Дети проходят путь от эгоцентризма — когда они видят мир только с собственной точки зрения — к способности децентрироваться, то есть понимать, что другие люди могут воспринимать ситуацию иначе.
С возрастом наше понимание других людей становится всё более точным и сложным. Мы учимся видеть мир с разных сторон, осмысливать поступки людей и их чувства, что помогает нам строить более эффективные и крепкие социальные связи
Эмпатия — это способность понимать и чувствовать то, что испытывает другой человек
Эмпатия играет ключевую роль в общении и взаимодействии с окружающими. Эмпатия может проявляться в трёх формах:
  1. Эмоциональная эмпатия — это когда мы чувствуем то же, что и другой человек. Например, когда друг переживает трудный момент, вы можете испытывать схожие эмоции — гнев или грусть.
  2. Когнитивная эмпатия — это осознанное понимание того, что чувствует другой человек, без необходимости переживать те же эмоции. Вы можете понять, что ваш друг злится или расстроен, не испытывая при этом тех же чувств.
  3. Соматическая эмпатия — это физическое ощущение эмоций другого человека. Например, вы можете чувствовать напряжение или даже боль, наблюдая за переживаниями другого.
Эмпатия важна для того, чтобы поддерживать других, но также может приводить к перегрузке, если не уметь ею управлять. Эмпатическая усталость, которая может возникнуть у людей, постоянно погружённых в переживания других, — это обратная сторона этого навыка
Как развивать способность понимать других?
  1. Получение разнообразного опыта. Чем шире ваш кругозор и опыт, тем больше вы понимаете людей. Путешествия, общение с разными культурами, чтение книг — всё это расширяет ваше восприятие и помогает лучше разбираться в людях.
  2. Рефлексия. Анализируйте свои собственные реакции и поступки. Ведение дневника помогает осознать, как ваши чувства влияют на поведение, что даёт вам больше осознанности в понимании других.
  3. Наблюдение за другими. Ставьте себя на место другого человека, представляйте, что он может чувствовать в той или иной ситуации. Это упражнение развивает эмпатию и помогает лучше понять внутренний мир окружающих.
  4. Чтение художественной литературы. Анализ поведения и чувств литературных персонажей помогает развивать понимание людей в реальной жизни.
Эмоциональный интеллект в фасилитации
Задача фасилитатора — создать такие условия, в которых участники будут более эффективно взаимодействовать и достигать поставленных целей

Одним из ключевых инструментов фасилитатора является ЭИ. Он позволяет фасилитатору тонко управлять атмосферой в группе, поддерживать позитивную динамику и предотвращать конфликты. Особенно это важно в работе с детьми, у которых эмоциональная сфера находится в стадии активного формирования, что требует особого подхода

Фасилитатор, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, лучше понимает и управляет эмоциональными процессами внутри группы. Это ключевой элемент, который определяет успех фасилитации, особенно в условиях, когда эмоциональное состояние участников может стать как источником продуктивности, так и препятствием.

Основные аспекты, в которых ЭИ влияет на успешную фасилитацию:
  1. Создание безопасной эмоциональной среды. Успешная фасилитация начинается с создания атмосферы доверия, в которой участники чувствуют себя комфортно для открытого взаимодействия. Эмоциональный интеллект помогает фасилитатору чувствовать настроение группы и быстро реагировать на сигналы тревоги, стресса или неудовольствия, корректируя свою работу в процессе.
  2. Управление групповой динамикой. В любой группе неизбежно возникают эмоциональные волны — подъёмы и спады настроения, вспышки энтузиазма или, наоборот, усталости и раздражения. Эмоциональный интеллект позволяет фасилитатору вовремя заметить эти колебания и предпринять шаги для их стабилизации, чтобы группа продолжала двигаться к целям.
  3. Разрешение конфликтов. Конфликты — естественная часть группового взаимодействия, и эмоциональный интеллект помогает фасилитатору не только предотвращать их, но и использовать как ресурс для развития отношений и поиска решений. Лидер с развитым ЭИ способен глубже понять причины конфликтов, чётче выявить неудовлетворённые потребности участников и предложить стратегии для их удовлетворения.
  4. Мотивация участников. Фасилитатор с развитым ЭИ умеет вдохновлять и мотивировать группу, создавая внутренний драйв для достижения целей. Он чутко воспринимает потребности участников, знает, когда поддержать, а когда подталкивать к действиям. Этот баланс необходим для того, чтобы группа работала на пике своей продуктивности.
Работа с детьми в фасилитации имеет свои особенности, так как дети находятся на стадии развития не только когнитивных, но и эмоциональных навыков. Их способность управлять своими эмоциями ограничена, а уровень тревожности в групповых ситуациях может быть повышен. Фасилитатор должен учитывать эти особенности, используя эмоциональный интеллект для создания поддерживающей среды, которая способствует продуктивности.

Эмоциональный интеллект помогает фасилитатору работать с продуктивностью детей:
  1. Для детей важно чувствовать себя в безопасности в группе. Фасилитатор с развитым ЭИ помогает детям выражать свои эмоции и участвовать в групповых процессах, не боясь осуждения или насмешек. Это способствует активному участию и раскрытию их потенциала.
  2. Дети могут быть подвержены эмоциональным всплескам: от энтузиазма до разочарования или стресса. Эмоциональный интеллект помогает фасилитатору не только распознавать такие состояния, но и направлять их в конструктивное русло, предлагая детям способы управления своими эмоциями — будь то дыхательные техники, физическая активность или простая игра.
  3. Дети различаются по уровню развития эмоциональных навыков и реакции на присутствие других. Одним детям нужно больше поддержки и внимания, другим — больше свободы для самовыражения. Фасилитатор с высоким уровнем ЭИ может интуитивно подстраиваться под каждого ребёнка, создавая персонализированную поддержку.
  4. Фасилитатор должен не только понимать, что чувствуют дети, но и демонстрировать, что он их понимает. Эмпатия помогает создать доверительные отношения, которые повышают желание детей участвовать в совместной деятельности и прислушиваться к рекомендациям фасилитатора
Техники убеждения и влияния
Несмотря на то, что навыки убеждения и влияния в целом формируются на основании уже рассмотренных эмпатии, целеполагания, обратной связи и прочих элементов фасилитации, вы можете использовать множество конкретных техник и методик убеждения и влияния, чтобы эффективно управлять группами, поддерживать продуктивность и мотивировать участников, особенно детей. Эти методы основаны на психологии влияния, мотивации и когнитивных механизмах восприятия
Техника "Сэндвич" для обратной связи
Техника "сэндвич" — это метод предоставления обратной связи, который помогает фасилитатору убедительно донести информацию, не создавая сопротивления или защиты со стороны участников.
Как работает: Положительная обратная связь идёт в начале и в конце, а между ними идет конструктивная критика или рекомендации. Это помогает сделать критику менее болезненной и акцентировать внимание на позитивных сторонах.
Пример: «Ты отлично справился с задачей, видно, что ты приложил усилия. Единственное, что стоит улучшить, это чуть больше сосредоточенности на деталях. Но в целом результат отличный, продолжай в том же духе!»
Постепенное усиление
Этот метод основан на принципе создания доверия через маленькие просьбы, которые постепенно усложняются. Это помогает создать готовность к более сложным заданиям.
Как работает: Сначала фасилитатор делает простую просьбу или задачу, которую ребёнок легко может выполнить. После её успешного завершения запросы постепенно усложняются. Этот метод работает на базе психологической приверженности и мотивации достижения успеха.
Пример: «Можешь нарисовать простую линию? Отлично! Теперь давай попробуем нарисовать круг. Здорово! А теперь попробуем нарисовать целый дом!»
Моделирование
Метод моделирования основан на демонстрации примеров правильного поведения или выполнения задачи. Это помогает детям быстрее понять, что от них требуется, и побуждает их следовать показанному примеру.
Как работает: Фасилитатор сначала сам демонстрирует правильное выполнение задания или показывает желаемое поведение. Дети, видя это, начинают имитировать действия фасилитатора.
Пример: Если нужно, чтобы дети аккуратно работали с материалами, фасилитатор сначала сам аккуратно их раскладывает и говорит: «Смотрите, как можно аккуратно и быстро справиться с задачей. Теперь попробуйте так же!»
Фокус на будущем
Этот метод убеждения основан на акцентировании внимания на том, как действия в настоящем могут положительно повлиять на будущее. Это помогает детям лучше осознать смысл работы, даже если результат будет виден не сразу.
Как работает: Фасилитатор объясняет детям, как их текущее поведение или усилия приведут к положительному результату в будущем, создавая связь между их действиями и их долгосрочными целями.
Пример: «Если ты сейчас хорошо поработаешь и закончишь задание, у тебя будет больше времени на игру и отдых позже»
Дверь в лицо
Метод контраста использует эффект неожиданного облегчения задания после первоначального предложения трудного или сложного задания. Это создаёт у участников ощущение, что выполнение более лёгкого задания становится возможным и не таким уж трудным.
Как работает: Сначала предлагается трудная задача, на которую скорее всего будет отказ. Затем предлагается более лёгкий вариант. Этот метод работает, так как после отказа на сложное задание участники чувствуют себя обязаны согласиться на более лёгкий вариант.
Пример: «Ты можешь сразу решить три задачи по математике? Если это трудно, давай начнём с одной, а затем посмотрим, сможешь ли ты продолжить»
Социальное доказательство
Социальное доказательство — это использование примера других людей или группы для создания мотивации следовать заданным нормам поведения или продуктивной работы.
Как работает: Фасилитатор указывает на то, как другие дети уже справились с заданием или работают над ним, чтобы побудить остальных включиться в процесс.
Пример: «Посмотри, как твой друг Петя уже закончил задание и готовится к следующему этапу. Я уверен, что ты сможешь сделать так же!»
Достижение маленьких целей
Метод деления задачи на более мелкие, достижимые этапы помогает детям справляться с большими и сложными задачами, избегая чувства перегрузки или страха неудачи.
Как работает: Вместо того чтобы предлагать сразу большую задачу, фасилитатор делит её на несколько этапов или шагов. Это помогает детям видеть прогресс и сохранять мотивацию.
Пример: «Давай сначала решим одну часть задачи. Когда ты это сделаешь, мы перейдём к следующей. Постепенно мы справимся с ней полностью»
Акцент со стороны
Фасилитатор может использовать технику, направленную на выявление и укрепление сильных сторон детей, чтобы повысить их уверенность и продуктивность.
Как работает: Вместо того чтобы концентрироваться на ошибках или недостатках, фасилитатор делает акцент на тех сторонах, которые у детей получаются лучше всего, и поощряет их развивать эти способности.
Пример: «Ты очень хорошо справляешься с логическими задачами, давай использовать этот навык для решения нашей проблемы»