модуль 05
Практическая фасилитация
Содержание Модуля 05
Подготовка к проведению сессии продуктивности

Сессия продуктивности для подростков — это специально организованное мероприятие, направленное на то, чтобы помочь подросткам сосредоточиться на выполнении задач, связанных с учебой или личными проектами. Эти сессии могут проходить как в онлайн, так и в оффлайн-формате, и включают в себя поддержку со стороны фасилитатора сессии, который помогает участникам управлять временем, преодолевать отвлекающие факторы, сохранять энергию и достигать целей

Основные элементы сессии продуктивности для подростков:
  • Целевая направленность
    Сессия строится вокруг конкретных целей, например, выполнение домашнего задания, подготовка к экзаменам, разработка проекта или чтение. Это помогает подросткам сфокусироваться на важных задачах и следить за прогрессом
  • Фасилитация
    Фасилитатор играет ключевую роль в сессиях, направляя участников и создавая атмосферу доверия, поддержки, безопасности и продуктивности. Он помогает подросткам структурировать работу, поддерживает мотивацию, предоставляет техники и инструменты для улучшения концентрации и сохранения энергии
  • Тайм-менеджмент
    Сессия проходит в четких временных интервалах. В рамках сессий используется технику управления временем - метод "Помидоро" (работа короткими интервалами с небольшими перерывами), чтобы поддерживать фокус и избегать усталости
  • Поддержка и обратная связь
    Важной частью сессий является поддержка и взаимодействие между участниками и фасилататором. Подростки делятся успехами, трудностями и получать обратную связь как от фасилитатора, так и от сверстников
  • Рефлексия и оценка результатов
    В конце сессии фасилитатор помогает подросткам зафиксировать, чего они достигли, какие трудности возникли и как их можно преодолеть в будущем. Это способствует развитию навыков самооценки и улучшает дальнейшие результаты
Рабочее место, оборудование и методические материалы
  • Помещение
    Комната для проведения онлайн-сессии должна быть хорошо освещена, как в дневное, так и в вечернее время. Дверь комнаты должна плотно закрываться, чтобы избежать вторжения посторонних в сессию
  • Рабочее место
    Просторный стол, на котором без помех друг другу можно разместить ноутбук (стационарный компьютер с клавиатурой), планшет (мобильный телефон), блокнот (рабочую тетрадь), писчие принадлежности. Удобное кресло со спинкой на колесиках, чтобы можно было без шума отодвинуться от стола, для выполнения упражнений
  • Девайсы и гаджеты
    Камера, беспроводной микрофон, беспроводные наушники, часы с таймером, зарядка для устройств, стакан с питьевой водой (чаем), компьютерная мышь
  • Методические материалы
    Файл со сценарием сессии, открытый на дополнительном устройстве (планшет или мобильный телефон), файл с записью зеленого шума или звуков природы открытый на основном устройстве, файл с записью фонового видео, открытый на основном устройсте, файл со списком нейроупражнений
Технические аспекты работы фасилитатора
Оборудование и ПО
  • Оборудование
    Ноутбук или стационарный компьютер с Windows 10 и выше, высокоскоростной доступ в интернет, возможность раздачи мобильного интернета с телефона, возможность подключения беспроводных устройств, удобные беспроводные наушники
  • Программное обеспечение
    Установленная дескстопная версия Zoom и Miro, Media pleer с актуальными кодеками
Что необходимо фасилатору
  • Рабочий аккаунт в Zoom и Miro
  • Уверенные навыки работы в требуемых программах и сервисах
  • Устойчивое соединение с интернетом и альтернативный вариант подключения (например, раздача с телефона)
  • Навык оперативного устранения технических неполадок в процессе ВКС
Особенности организации и оффлайн-формата сессий
  • Помещение
    Помещение должно иметь хорошую шумоизоляцию, чтобы минимизировать поступление внешних звуков. Освещение должно соответствовать СанПиНам для обучения и нахождения несовершеннолетних, санузел должен быть рядом или внутри помещения
  • Оборудование
    Ноутбук с высокоскоростным выходом в интернет, беспроводная колонка, с мощность, адекватной помещению, экран с проектором
  • Мебель
    В помещении должно быть достаточное количество индивидуальных рабочих мест для участников с удобными стульями (со спинкой) и столами
  • Дополнительные требования
    Кулер с водой и одноразовыми стаканчиками, мусорное ведро, писчие принадлежности
Сценарии сессии продуктивности
Сессия "120 (90) минут успеха"
3 минуты
3 минуты
Знакомство с фасилитатором
Фасилитатор представляется, рассказывает о правилах проведения сессии и поведения на сессии
5 минуты
5 минуты
Подготовка к сессии
Выключаем звук и вибрацию на телефоне, отключаем все программы, кроме Zoom на компьютере, закрываем двери в комнату, ставим стакан с водой, кладем в доступности учебники, рабочие тетради и канцтовары, для выполнения домашки, проверяем наличие всех заданий, посещаем туалет, подключаем беспроводные наушники
15 минут
15 минут
Определение, ранжирование и парковка целей
Фасилитатор просит каждого участника проговорить все задания, которые он запланировал выполнить на сессии по следующему формату: предмет, задание
Каждое задание оценивается по шкале сложности:
Делаю сам - те задания, которые можно быстро сделать, которые хорошо получаются
Иногда требуется помощь - иногда попадаются сложные задания, но в основном делаю самостоятельно
Часто необходима помощь - всегда трачу много времени, задания вызывают затруднения, часто требуется помощь
Фасилитатор показывает на экране файл, у которого 10 ячеек. В каждой ячейке место для имени и задач, куда фасилитатор, со слов участников, вписывает предметы в строчку, распределяя по сложности
Фасилитатор ставит каждому ученику кубок за участие в сессии
Каждый участник определяет, что будет отличным результатом его работы, что хорошим, а что достаточным, чтобы завтра смело смотреть учителям в глаза. Определяет вознаграждение, которое сам себе подарит за выполнение задач
3 минуты
3 минуты
Настрой на работу
Фасилитатор проводит серию нейроупражнений, для повышения мотивации и продуктивности участников
25 (15) минут
25 (15) минут
Рабочая сессия
Фасилитатор включает файл аудиосопровождения, запускает таймер на экране, отключает микрофоны у участников. Ребята начинают делать ДЗ, с которым пришли, начиная с самого сложного
3 минуты
3 минуты
Перерыв
Серия дыхательных и нейроупражнений. Возможность сходить в туалет и задать вопросы
25 (15) минут
25 (15) минут
Второй рабочий период
Включается звуковое и видеосопровождение, отключаются микрофоны, запускается таймер
3 минуты
3 минуты
Перерыв
Дыхательная, двигательная и нейрогимнастики, поход в туалет, вопросы
25 (15) минут
25 (15) минут
Третий рабочий раунд
Включается звуковое и видеосопровождение, отключаются микрофоны, включается таймер
3 минуты
3 минуты
Расслабляющий комплекс упражнений
Двигательная гимнастика, комплекс упражнений снимающий эмоциональное и физическое напряжение
10 минут
10 минут
Фиксация результатов
Участники сами награждают себя, выставляют себе оценку. Фасилитатор также награждает каждого участника кубком за успешно выполненную работу
3 минуты
3 минуты
Переключение и прощание
Фасилитатор проводит с участниками упражнения, переключающие их на другую активность вне сессии и прощается с участниками
Сессия "60 минут успеха"
5 минут
5 минут
Знакомство с Фасилитатором и подготовка к сессии
Фасилитатор и участники представляются. Фасилитатор рассказывает о правилах проведения сессии и поведения. Участники выключают звук и вибрацию на телефоне, отключают все программы на компьютере, кроме тех, которые необходимы для выполнения ДЗ, закрывают двери в комнату, ставят стакан с водой, кладут в доступности учебники, рабочие тетради и канцтовары, для выполнения домашки, проверяют наличие всех заданий, посещают туалет, подключают беспроводные наушники
10 минут
10 минут
Постановка и фиксация целей
Фасилитатор просит каждого участника, по очереди, рассказать какие задания он будет выполнять сегодня и просит все задания распределить сложности, где:
Делаю сам - те задания, которые можно быстро сделать, которые хорошо получаются
Иногда требуется помощь - иногда попадаются сложные задания, но в основном делаю самостоятельно
Часто необходима помощь - всегда трачу много времени, задания вызывают затруднения, часто требуется помощь
Фасилитатор показывает на экране файл, у которого 10 ячеек. В каждой ячейке место для имени и задач, куда фасилитатор, со слов участников, вписывает предметы в строчку, распределяя по сложности
Фасилитатор ставит каждому ученику кубок за участие в сессии
Каждый участник определяет, что будет отличным результатом его работы, что хорошим, а что достаточным, чтобы завтра смело смотреть учителям в глаза. Определяет вознаграждение, которое сам себе подарит за выполнение задач
2 минуты
2 минуты
Настрой на работу
Фасилитатор проводит нейроупражнения, для повышения мотивации и продуктивности участников
15 минут
15 минут
Рабочая сессия
Фасилитатор включает звуковое сопровождение рабочего периода и ставит трансляцию видео природы, отключает микрофоны у участников, включает таймер. Ребята начинают делать ДЗ, с которым пришли, начиная с сложного
2 минуты
2 минуты
Перерыв
Серия дыхательных и нейроупражнений. Возможность сходить в туалет и задать вопросы
15 минут
15 минут
Второй рабочий период
Включается звуковое и видеосопровождение, отключаются микрофоны, запускается таймер
2 минуты
2 минуты
Расслабляющий комплекс упражнений
Двигательная гимнастика, комплекс упражнений снимающий эмоциональное и физическое напряжение
10 минут
10 минут
Фиксация результатов
Участники сами награждают себя, выставляют себе оценку. Фасилитатор также награждает каждого участника кубком за успешно выполненную работу
Важно: вознаграждение получает каждый участник. Мы оцениваем процесс, в первую очередь
2 минуты
2 минуты
Переключение и прощание
Фасилитатор проводит с участниками упражнения, переключающие их на другую активность вне сессии и прощается с участниками
Инструменты создания продуктивной среды
  • -1-
    Техника "Pomodoro"
    Техника управления временем, предложенная Франческо Чирилло в конце 1980-х. Методика предполагает увеличение эффективности работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов. Согласно данной методике мы включаем таймер и работаем, не отвлекаясь ни на что, в течение 25 минут. Далее следует перерыв на 3-5 минут. А затем – следующая такая же интенсивная мыслительная концентрация
  • -2-
    Техника Светофор"
    Суть техники в распределении учебных задач подростка по трем цветам, где:
    Зеленый (Делаю сам) - те задания, которые можно быстро сделать и которые хорошо получаются
    Синий (Иногда нужна помощь) - иногда попадаются сложные задания, но в основном делаю самостоятельно
    Красный (Всегда вызывает затруднение)- сюда попадают предметы, на которые всегда тратиться много времени, задания, которые вызывают затруднения, часто требуется помощь, чтобы их выполнить
    Техника учит школьников оценивать задачи и распределять их по трудности выполнения
  • -3-
    Парковка целей
    Сколько бы ни говорили, что "слово не воробей", но в постановке целей это редко работает. Подростки с легкостью забывают о своих обязательствах, о необходимости выполнения домашки и о самой домашке, кстати, тоже. На наши сессии подросткам необходимо не только физически принести список заданий, но и публично озвучить их и зафиксировать для себя и других участников группы. Парковка или визуализация целей, служит дополнительным мотивирующим фактором, подталкивающим подростков к концентрации на задачах
  • -4-
    Ожидание награды
    Мы помним, что дофамин - это гормон, который отвечает за мотивацию и стремление к цели. Само предвкушение награды уже повышает уровень дофамина в организме подростка.
    Для создания ощущения ожидания мы в начале сессии определяем какую награду получит каждый участник по завершении сессии. Это самонаграда - каждый ребенок сам формулирует чем или как он себя побалует за эти два часа работы и поощрение от ЭНКИ (в разработке)
Чек-лист подготовки и проведения Сессии продуктивности
Примеры предметных тем с интеграцией Сценария продуктивности

Ранее мы рассматривали Сессии продуктивности как самостоятельную форму организации учебной деятельности — специально выделенное время, когда ребёнок концентрируется на выполнении домашней работы в структурированной и поддерживающей среде.

Однако подход ЭНКИ не ограничивается отдельными форматами. Наши техники продуктивности, нейроинструменты и методы управления вниманием можно органично интегрировать в обычные предметные уроки — без увеличения времени, без потери в содержании, но с большим эффектом для включённости, устойчивости и качества усвоения.

Ниже можно скачать примеры сценариев уроков, которые включают элементы ЭНКИ в структуру стандартного занятия, усиливая его не только как учебное, но и как развивающее метанавыки фокусировки, саморегуляции и восстановления

Адаптация Pomodoro для подготовки к экзаменам
В условиях экзаменационной подготовки — где работа над заданиями длится 2–3 часа, а уровень стресса и нагрузка особенно высоки — традиционная модель Pomodoro требует переосмысления.
Мы адаптировали Pomodoro под задачи тренировки выносливости, устойчивого внимания и саморегуляции.
Новый формат позволяет не просто «учиться с перерывами», а осознанно формировать способность долго работать в фокусе, переключаться, управлять состоянием и быстро восстанавливаться — как на настоящем экзамене.
Такой подход делает тренировку приближённой к реальности ЕГЭ/ОГЭ и помогает ученику не просто решать, а научиться справляться.
Фокус на выносливость, саморегуляцию и стрессоустойчивость
Домашняя работа по Модулю 05
  1. Проведите индивидуальную сессию продуктивности по предложенному сценарию для себя
  2. Опишите, что из предложенного работает, что не влияет на достижение поставленных целей, а что вредит продуктивности
Дополнительные материалы